Ю́рий Норште́йн (15 сентября 1941) Змея-Дева — советский и российский художник-мультипликатор, режиссёр анимационного кино. Народный артист РФ
Ю.Н. - И
музыка для меня точно такая же часть фильма, как и само изображение. Эта звуковая часть, которая берёт на себя во многом функции изображения, только сделанного другим языком.
Но опять - не всякая музыка. Когда делается фильм, суть не в том, хорошая она или плохая сама по себе. Суть в гармонии или, наоборот, в драматургическом контрасте подбирает режиссёр музыку, для того, чтобы изображение и звучание его было одним целым.
В конкретном случае со светлым эпизодом в «Сказке сказок» (на который я и положил прелюдию Баха), речь шла о том, чтобы придать ему течение медленной реки. Когда я его компоновал, для меня это ощущение было главным: спокойное течение реки, когда находится всё в гармонии и нигде никакого шелеста, никаких бурунов - вышла река, вспенясь после пробега по каменьям, на ровное течение… Вот, собственно, и суть эпизода, и это я услышал в музыке.
Или, может быть, наоборот: эпизод лирический, а тема звучит трагическая, потому, что, как известно из драматургических законов, за столом люди сидят, разговаривают, играют в карты, обедают, а в это время рушатся их судьбы - кажется, что-то в этом плане говорил Антон Павлович Чехов…
И это тоже очень сильный момент. В данном случае
музыка является внутренним монологом, музыка берет на себя роль авторской речи, то, что не высказано словом... Из этого, естественно, возникает вопрос: «А как я слышу, что музыка хороша или плоха?».
Пожалуй, самая сложная работа с композитором была над фильмом «Ёжик в тумане», где музыка сочинялась скрупулезно, буквально по кадрам.
Я рисовал композитору не просто кинокадры, я ему рисовал движения и говорил о том, как будет Ёжик двигаться, как музыка должна сопровождать его буквально каждый шаг, каждый поворот, почти покадровое сочинение музыки.
Музыкальный строй к фильму «Сказка сказок» я сам подбирал, туда вошло много различных тем и музыкальных жанров.
Музыкальный редактор меня даже предупреждал об эклектике. Вообразите: композитор Меерович, музыка Баха, Моцарта, танго «Утомлённые солнцем», сочинённое композитором Петербургским, и колыбельная Волчка - это такой набор, что фильм должен был бы разлететься вдребезги как газовая смесь.
Я и сам боялся эклектики, но дело в том, что
всякая музыкальная тема должна стоять на своём месте, она просто выбирает себе место сама или с моей помощью (я не случайно говорю «сама» - музыка действительно сама начинает прокапывать себе дорогу). Начинается работа с композитором, и вдруг несколько нот, сыгранных случайно проявляют какие-то голоса изображения. Они вдруг рифмуются с действием, которому никак не мог найти звуковую опору.
http://www.dumaem.ru/print.php?st_id=183