есть на сайтеНикита Владимирович Богословский
22.05.1913 - Бык/Близнецы - ВекторС Богословским ушла целая эпоха, целая культура. Это верно. Как верно и то, что с ним она и пришла. Никита Владимирович Богословский, советский композитор старшего поколения, обласканный сталинской тиранией классик соцреалистического кошмара, лауреат бесконечных премий, мастодонт и столп, глыба, неприкасаемый, небожитель, представитель привилегированного советского класса, обедавший чуть ли не ежедневно в "Национале", был на самом деле не таким уж и советским, если не антисоветским композитором. При том что советский народ и в самом деле знал, любил и пел его песни. Советский народ, конечно, и был тот самый пипл, который, как говорится, схавает, но все же несколько странновато было, что он хавал то, что накладывал ему в миску Никита Богословский.
Он успел попросить прощения за свои злые шутки. Может быть, когда-то они казались ему вполне безобидными. Почему бы и не развлекаться, если мы - la boheme? - будто спрашивал Богословский. И эта легкость, с которой он устраивал свои розыгрыши, переступая грань, не заботясь о последствиях, о реакции, о нервах, - в чем-то она была сродни той легкости, с которой он тащил сквозь пласты чудовищного коллективного официоза одинокий голос человека, который поет про дорогую подругу свою, а вокруг только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
Первый свой розыгрыш Никита Богословский устроил, еще учась в школе. Зимой по пожарной лестнице он забрался на пятый этаж школы, прижался носом к окну и постучал. Учительница, увидев его физиономию, упала в обморок...
Мало кто знает, что Никита Владимирович стоял у истоков любимой всеми передачи КВН и провел три программы под названием "Вечер веселых вопросов". Очередной розыгрыш Богословского приостановил выход передачи на четыре года, после чего она возродилась уже как КВН. А было так. Уже во второй программе авторы решили придумать что-нибудь изощренное и предложили вручить приз тому, кто первый появится в студии в шубе (на дворе был сентябрь) и привезет с собой номер газеты от 31 декабря прошлого года. Но, объявляя условия конкурса, Богословский о газете забыл. И вот в назначенный день повалили люди в шубах. Сначала строители, возводившие высотку МГУ (там проходили съемки), потом — обладатели телогреек, шуб и полушубков со всей Москвы. Перед университетом собралась бушующая толпа, требующая расправы над обманщиками. Жаждущие получить приз прорвались с выкриком: "Нас пригласил Богословский!!!" ЧП обсуждали на Политбюро. Передачу закрыли, были уволены многие талантливые люди. Богословский отделался очень легко: его имени даже не назвали в газете, а увольнять композитора было неоткуда.
Среди довольно унылой советской богемы Богословский был знаменит своими розыгрышами. Однажды он подговорил друга, знаменитого композитора Соловьева-Седого сходить в баню. Мол, открылась новая баня, очень хорошая, элитная. Соловьев согласился. Богословский посадил его в машину и куда-то повез. Автомобиль петлял по каким-то улочкам, остановился в темном дворе. Друзья вышли, неся в руках заранее приготовленные веники. Вошли в дверь и пошли по коридору, обшитому дубовыми панелями. Соловьев-Седой стал нервничать: что, мол, за баня такая странная? Богословский успокаивал друга: сейчас, сейчас... Композиторы попадают в предбанник, Соловьев - близорукий, в очках с толстыми стеклами, - раздевается, берет полотенце и шаечку. Богословский указывает Седому на дверь в парилку. Тот входит - и оказывается в ресторане Союза композиторов.
Как-то Богословский привез из-за границы ручку для розыгрышей, которая брызгала синими чернилами, но через три минуты они испарялись, не оставляя никаких следов. На приеме в "Метрополе" он решил ее испытать на разных знаменитостях. И все реагировали очень по-разному: Евтушенко рассмеялся, Сергей Михалков сильно рассердился... Но больше всего ручка понравилась Марку Донскому. В конце концов, Богословский дал режиссеру эту ручку напрокат. Тот пришел в ресторан и брызнул на официанта чернилами. Только они не исчезли, потому что Богословский заправил ручку настоящими чернилами. Донскому пришлось потратиться, чтобы успокоить бедного официанта. А Богословский сделал вид, что не менее Донского возмущен "капиталистами-бракоделами".
"Вместе с моим другом и коллегой Сигизмундом Кацем мы гастролировали в Донбассе. Концерты шли одновременно на двух площадках. На одной первое отделение отрабатывал он, на другой — я. В антракте нас быстренько на машинах меняли.
Гастроли затянулись, мы смертельно надоели друг другу, и я решил положить конец нашим выступлениям. В первом отделении я вышел на сцену и сказал: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац». И отыграл и спел весь его репертуар. После «рокировки» на ту же сцену вышел другой человек, представился Сигизмундом Кацем и заиграл уже слышанные зрителями мелодии…
Что тут началось: скандал, из обкома звонят в Москву, гастроли прервали, Кац обиделся. А я был на три месяца исключен из Союза композиторов."
"У писателя Виталия Губарева была такая манера: позвонит и обрадует — вечером приеду. И бросает трубку — его вовсе не волновало, свободен я вечером или занят. К одному его визиту я подготовился: поехал в Радиокомитет к Юрию Левитану, попросил его наговорить текст. И гостей на вечер назвал побольше. Съехались гости, прибыл и Губарев. Сидим, пьем, я сделал вид, что включаю радио, а на самом деле врубил магнитофон. Узнаваемый голос Левитана вещает: «…В области драматургии присудить: Лавреневу Борису Андреевичу — Сталинскую премию первой степени… Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — Сталинскую премию третьей степени…»
Шум, гам, поздравления… Счастливый Губарев бежит в магазин за шампанским, фруктами, пир продолжается. Кто-то предложил послушать «Последние известия» целиком. Включаю вторую пленку. Левитан перечисляет фамилии лауреатов и заканчивает выступление словами: «…Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — ни х…»."
В одном из своих интервью Никита Владимирович, которому уже было под девяносто, вдруг сказал примерно следующее:
«Я прожил очень долгую жизнь. И я хотел бы попросить прощения у всех. И у тех, кого уже нет, и у тех, кто еще жив. Я хотел бы попросить прощения за все то зло, которое я им сделал».В устах патентованного шутника и балагура эти слова не показались шуткой. Они прозвучали как-то даже диковато. Кто еще делал подобные признания - публично, с экранов, перед лицом миллионов телезрителей? Похоже, что никто. Да и зачем?
*http://www.peoples.ru/art/music/composer/bogoslovskiy/
*http://www.globalrus.ru/comments/137186/