Я не сказал бы, что иудаизм близок к атеизму. НО, мы предельно рационалистичны в совей своеобразной религии. Чудеса не принимаются во внимание и не служат доказательством истины, нет таинств и магических превращений, нет нмчего, кроме Закона. Даже Б-г не может вмешиваться в наши споры:
[Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, 59]
Рассказывают: в тот день Р. Элиэзер привел все возможные аргументы в пользу своего мнения, но они не были приняты. Тогда он сказал:
— Если я прав, то пусть рожковое дерево подтвердит мою правоту!
В ту же минуту вырвало с корнем рожковое дерево и отбросило его на сто локтей.
Ему возразили:
— Чудо с деревом не может служить доказательством.
Тогда он сказал:
— Если я прав, то пусть ручей подтвердит это!
Воды ручья потекли вспять. Сказали ему:
—Чудо с ручьем тоже ничего не доказывает.Тогда он сказал:
— Если прав я, то пусть стены Дома Учения подтвердят это!
Накренились стены, угрожая обрушиться. Тут же прикрикнул на них р.Йеhошуа: "Там, где ученые спор ведут, не вам вмешиваться!" И стены, из уважения к р. Йеhошуа, не обрушились, - но, однако, из уважения к р. Элиэзеру они и не выпрямились обратно, а так навсегда и остались в наклонном положении.
И снова сказал р. Элиэзер:
— Если я прав, то пусть само Небо подтвердит мою правоту!
Раздался Голос с Неба:
— Зачем противитесь вы словам Элиэзера? Ведь в законах он всегда прав!
Встал тогда р. Йеhошуа, и процитировал:— "Не на небе она (Тора)" [Второзаконие 30:12].
Что же это означает? Р. Ирмеяhу сказал: "Тора была дарована нам на горе Синай. И после ее Дарования мы уже не принимаем во внимание Голос с неба потому, что в Торе сказано: по большинству мнений решайте[Исход 23:2]".
Встретился после этого р. Натан с пророком Элияhу и спросил его:
— Как отнесся Всевышний к этому спору?
Ответил Элияhу:
— Улыбнулся Господь и сказал: "Победили Меня сыновья мои, победили Меня!"
Александр Фейгин